Курс №3. Экспедиции Биона в неизведанные области психической жизни (4 занятия по 2 часа)
В клинической работе мы часто чувствуем нечто, что не можем выразить словами. Хотя в вербальном общении это может даже не упоминаться, аналитик ощущает, как его до глубины души будоражит нечто, что при этом остается едва уловимым.
В своих текстах Бион описывает отчаянную борьбу за то, чтобы приблизиться к тому, что нерепрезентировано и неподвластно словам, и найти способ сообщить об этом другому. Нащупывание эмоциональной правды и постоянный поиск способа передать эту правду — движущая сила его работы.
Внимательно читая тексты Биона, участники семинара попытаются проследить эволюцию идей Биона о нементализированной и, возможно, даже «нементализируемой» психической реальности: от описания так называемой психотической части личности до концептуализации предельной реальности, которую он называет О. Мы пройдем путь от концепции психического функционирования, которое не может быть в контакте с эмоциональной реальностью и истиной, до концепции немыслимой психической реальности, недоступной человеческому разуму.
Часть 1. Использование эмоциональных переживаний аналитика в работе с нерепрезентированными и так называемыми психотическими состояниями пациентов (14 и 21 сентября)Мы внимательно прочтем тексты Биона, посвященные работе с нерепрезентированным эмоциональным опытом, зачастую связанным с психотическим функционированием. Мы сосредоточимся на статье «Язык и шизофреник», в дополнение к которой ознакомимся с выдержками из других работ. В центре нашего внимания будет так называемое психотическое функционирование, которое присутствует у всех наших пациентов, независимо от их диагнозов. Мы увидим, что Бион выделяет эмоциональные переживания аналитика как основной инструмент для доступа к этим нерепрезентированным областям психики.
Часть 2. «Цезура»: семинар по внимательному чтению текста Биона (28 сентября и 5 октября)Отталкиваясь от утверждения Фрейда о том, что «между внутриутробной жизнью и началом младенчества существует гораздо большая непрерывность, нежели позволяет предполагать бросающаяся в глаза цезура акта рождения», Бион делает понятие цезуры ключевым в своих рассуждениях. Цезура рождения служит метафорой для всего, что скрыто от нашего взора. Кроме того, это понятие указывает на барьеры, воздвигаемые в психоаналитической встрече, которые затмевают взор настолько, что мы не можем за них заглянуть. Один из главных барьеров — наша склонность погружаться в видимое, воспринимаемое чувствами, в собственно вербальное общение — оно производит такое сильное впечатление, что мы погружаемся в него, отворачиваясь от репрезентированной и нерепрезентированной психической реальности.
Идеи, развитые в «Цезуре», стали фундаментом клинической практики Биона. Эта статья подчеркивает важность работы непосредственно в здесь и сейчас, постепенно усиливая способность выносить контакт с реальностью в движении, с разворачивающимся настоящим. Кроме того, в статье объясняется, как прикоснуться к логике
пациента: аналитик должен выйти за пределы цезуры
своей логики, пронзить границы конечного, пробужденного сознания и дать волю своему воображению — тогда удастся увидеть другую логику, на первый взгляд, иррациональную или даже «антирациональную».